Войти

Войти

Противопожарная безопасность на маломерных судах

Пожар на судне, в том числе и на самом малом, — это бедствие и меры борьбы с ним на небольшом судне весьма ограничены.

Наличие легкозагорающихся конструкций и легковоспламеняющихся масел и топлива при ограниченных средствах борьбы с огнем на маломерном судне способствует быстрому распространению огня, что может привести к гибели судна и людей. Судоводитель должен знать меры профилактики и борьбы с огнем. Перед выходом плавание необходимо убедиться в противопожарной безопасности судна. Строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Хорошо знать причины возникновения пожаров на маломерных судах.

Основными причинами возникновения пожара на судне являются:

  1. Неосторожное и небрежное обращение с огнем.
  2. Неисправность электрооборудования, керосиновых или масляных фонарей.
  3. Нарушение правил и мер безопасности при приеме жидкого топлива, заправке моторов, производстве огнеопасных работ.
  4. Неисправность и неправильная эксплуатация двигателей, приборов отопления (керосинок, газовых и электрических плиток, железных печей) и освещения.
  5. Воспламенение и самовозгорание грузов и топлива (заправка из пластиковых канистр или использование пластиковых воронок).
  6. Разряды атмосферного электричества (удар молнии).
  7. Искрообразование или воспламенение гари в выхлопных трубах.
  8. Заполнение топливом баков и перекачка его при работающем двигателе и проливание топлива в воду.
  9. Перевозка взрыво и огнеопасных веществ.

Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушенный окурок, оставленный без присмотра огонь. Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное тушение очага возгорания. Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения. Если пожар возник в помещении, то в первую очередь необходимо эвакуировать людей из этого помещения, ограничить приток воздуха путём герметизации его и после этого применять средства тушения.

Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.

Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхность горючего материала.

При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в загерметизированное помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

Для тушения пожара в начальной фазе используются переносные огнетушители различных типов (пенные, углекислотные, жидкостные, порошковые и др.), так называемые "покрывала" (кошма, кусок брезента, одеяло), а также вода, песок, сода, асбест, графит и т.д. "Покрывала" используются для покрытия очагов пожара в целях прекращения доступа к ним воздуха.

Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Основным способом доставки воды к очагу возгорания на судне служит зачерпывание ее ведром и заливание огня или охлаждения переборок. К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды предметов судового оборудования.

При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для тушения горящего генератора или иного электрооборудования, находящегося под напряжением, используются углекислотные огнетушители, т.к. углекислый газ не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрооборудования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки.

При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекомендуется:

= немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило в сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.

= вывести людей из закрытых помещений, отдать команду одеть спасательные жилеты.

= быстро принять решение о способе тушения очага возгорания и использовать находящиеся на судне противопожарные средства ("покрывала", огнетушитель, вода и др.).

= четко отдавать указания находящимся на борту людям по оказанию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.

В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть судно, подается сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио или мобильному телефону (тел. 112)

При этом, учитывая влияние ветра, нужно постараться отплыть как можно дальше от покинутого судна и стараться держаться в воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спасателей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.). При оставлении горящего судна необходимо позаботиться о том, чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и другие плавающие предметы, которые можно использовать для спасения. Кроме того, судоводителю следует обеспечить взятие с судна хотя бы спичек, медицинской аптечки (рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой упаковке) и ножа, которые могут пригодиться в дальнейшем.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОГНТУШИТЕЛИ

Наибольшее распространение на судах имеют порошковые, воздушно-пенные и углекислотные огнетушители.

Порошковый огнетушитель.

В качестве первичного пожаротушения используют порошковые огнетушители - их назначение, устройство и применение делают устройства

одной из самых доступных и эффективных мер предотвращения распространения огня.

При срабатывании запорного-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом ((углекислый газ, азот)

Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха.

Воздушно-пенный огнетушитель.

  1. корпус огнетушителя.
  2. баллон с рабочим газом.
  3. крышка с запорно-пусковым устройством.
  4. сифонная трубка.
  5. трубка для подачи огнетушащего средства к насадке.
  6. воздушно-пенная насадка.
  7. фиксатор.
  8. заряд.

Применяется при тушении горючих жидкостей и тлеющих материалов.

Нельзя применять для тушения возгораний магния, алюминия и их сплавов, калия , натрия и электрического оборудования, которое находится под напряжением. Эксплуатация такого огнетушителя происходит только в диапазоне температур +5 — +50ОС.

 

Углекислотный огнетушитель заряжен углекислотой, которая выходя из насадки, быстро испаряется.

Для выпуска углекислоты присоединяется раструб, свободно вращающийся в вертикальной плоскости и служащий для лучшего снегообразования. При открывании запорного-пускового устройства, СО2 по сифонной трубке поступает к раструбу. Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха. При этом огнетушитель держится вертикально и как можно ближе к очагу пожара.

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

  1. При постройке и оборудовании судна нужно по возможности ограничивать применение легкогорючих материалов, особенно красок, и употреблять материалы, пропитанные огнеупорными составами.
  2. Применять исправное электрооборудование и приборы отопления.
  3. Предусмотреть правильное расположение хранилищ жидкого топлива и хорошую естественную вентиляцию помещений, где они расположены.
  4. Иметь водоотливные средства.
  5. Двигатель должен содержаться в чистоте и его нужно устанавливать в отгороженном помещении (отсеке) или защищать кожухом. Лучше, если двигатель будет иметь защищаемый от воспламенения кожух с вентиляцией.
  6. Под двигателем должен быть установлен металлический поддон.
  7. При эксплуатации двигателей нельзя подогревать карбюратор.
  8. При работе у двигателей не разрешается курить, пользоваться открытым огнем.

Правила заправки бензобака лодок с подвесным мотором:

  1. Отсоединить бензопровод от мотора, вынести бензобак с судна и установить его на ровном месте.
  2. Залить бензин, держа горловину шланга или канистры в контакте с горловиной бензобака.
  3. Закрыв крышку бензобака и воздушного отверстия, установить его на свое место и подсоединить бензопровод к мотору, после чего открыть крышку воздушного отверстия. При необходимости смешивания масла с бензином лучше пользоваться отдельным сосудом.
  4. После заправки нужно немедленно протереть сухой тряпкой следы бензина на баке.
  5. Курение во время заправки категорически запрещается.

Всякая ветошь, краски, растворители должны храниться раздельно в железных ящиках. Пролитое топливо, краска, масло немедленно вытирают, а ветошь выбрасывают. Помещения, где хранятся краски, должны иметь хорошую вентиляцию.

Установка и эксплуатация аккумуляторов должна осуществляться по следующим правилам:

  1. Хранить аккумуляторы нужно в ящиках или шкафах на подставках и хорошо закрепленными.
  2. Хранение в одном помещении кислотных и щелочных аккумуляторов не допускается.
  3. Надо обеспечить хорошее проветривание, так как при разрядке и зарядке аккумуляторы выделяют водород, который с воздухом образует взрывоопасную смесь и может взорваться от неосторожной искры. Искра может получиться при работе около аккумуляторов инструментом, дающим при ударе искры.

При подготовке к плаванию пожарный инвентарь необходимо проверить и укомплектовать. На маломерном судне с надстройкой нужно обязательно иметь:

  1. Ручной насос с приемным патрубком и резиновый выкидной шланг по длине судна. Этот же насос может быть и водоотливным.
  2. Ведро, предназначенное для черпания воды из-за борта. Ведро может быть брезентовым; сложенное, оно занимает мало места.
  3. Один огнетушитель — пенный, порошковый или углекислотный.
  4. Покрывало из плотной ткани, например, брезент размером 1 х 1 м.
  5. Топор.