Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в шторм. Судоводителю. Практические рекомендации сводятся к следующему:
а) При волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной;
б) При плавании на волнении с длиной волны, близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:
- при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;
- при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокидывания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;
- особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн, скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол волны.
в) Следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:
- перейти на ручное управление;
- избегать резких перекладок руля;
- осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;
- знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы);
- при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);
- если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так, чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн;
- в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить сильный удар в кормовую часть;
- если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть;
- приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.