Их предлагается привлекать к оказанию помощи терпящим бедствие в море людям.
Человек, оказавшийся в воде, подвергается опасности гибели вследствие воздействия штормовой погоды, переохлаждения, а также контакта с опасными морскими животными. Нередко причиной гибели людей становится переохлаждение, или гипотермия, которая представляет собой патологическое состояние организма вследствие избыточной теплоотдачи и понижения температуры тела. Степень переохлаждения зависит от температуры воды, длительности пребывания в ней человека, состояния его одежды или снаряжения. В течение некоторого времени люди могут оставаться в воде в промокшей одежде до момента развития гипотермии и потери сознания. И здесь нельзя медлить – необходимо успеть в кратчайшее время – до переохлаждения. Так, при температуре воды 4–5°С человек может находиться в ней в промокшей одежде относительно безопасно не более 25–30 минут, а через 1,0–1,5 часа это смертельно опасно. Для температуры воды 15–20°С безопасное время нахождения в воде составляет всего 1,5–2,0 часа, а критическое не превышает 6–8 часов. Поэтому вопрос сокращения времени спасания людей, терпящих бедствие в море, остаётся актуальным, а для методов и способов спасания ищутся пути совершенствования.
Известно, что спасание на море регулируется Международной конвенцией 1979 года, согласно которой созданная международная система поиска и спасания должна координировать действия расположенных в районе аварии специальных служб независимо от района Мирового океана, в котором произошла авария. Существуют межправительственные соглашения между странами, согласно которым страны-участники обязаны немедленно принимать меры и сообщать соответствующим службам другого государства обо всех аварийных случаях и привлекать их к участию в спасательных операциях. Поиск и спасание в территориальных водах осуществляются согласно законам соответствующего государства.
Наиболее известное и распространённое в мире спасательное средство – плот спасательный надувной (ПСН), имеющий контейнер с механизмом раскрытия, устройство наполнения плота сжатым газом и контейнер с медикаментами, водой и другими запасами, служащими для поддержания жизнедеятельности людей в течение нескольких суток. Каждое судно должно иметь необходимое их количество. В случае аварии они сбрасываются в воду, автоматически раскрываются и надуваются газом.
При нехватке спасательных средств они доставляются в район аварии другими судами или авиацией. Однако драгоценное время теряется в случае удалённости района аварии и в плохую погоду. По этим причинам и особенно в холодное время года кораблекрушения сопровождаются многочисленными жертвами. Примеров таких история знает немало.
Применение БпЛА для поиска и спасания на море позволит быстро и безопасно доставлять в район кораблекрушения спасательные средства
28 сентября 1994 года в Балтийском море во время шторма затонул паром «Эстония», погибли и пропали без вести 852 человека из 1049 находившихся на борту.
17 января 2006 года в Татарском проливе Хабаровского края в условиях шторма затонула рыболовецкая шхуна «Зейна-мару» с 12 российскими моряками, из двух плотов один не сработал, в результате был спасён один человек, остальные члены экипажа, одетые в гидрокостюмы, погибли от переохлаждения.
2 апреля 2015 года в Охотском море потерпел крушение траулер «Дальний Восток», погибло более 50 человек.
28 декабря 2020 года в Баренцевом море в сильный шторм и мороз затонул рыболовецкий траулер «Онега», два человека команды были спасены, 17 человек погибли: ПСН были дополнительно закреплены в условиях шторма, и моряки не успели ими воспользоваться – их смыло волной в море.
Указанные случаи подтверждают, что неоказанная вовремя помощь приводит к гибели людей от утопления или переохлаждения.
Срочная доставка к месту аварии дополнительных спасательных средств могла бы сохранить жизнь многим нуждающимся в спасении при кораблекрушениях людям.
Для этого предлагается использовать дроны или летательные аппараты без экипажа на борту, называемые беспилотниками, или беспилотными летательными аппаратами. БпЛА заранее готовятся к вылету и, в отличие от пилотируемых, быстрее выпускаются на маршрут. При этом непогода не представляет опасности для пилотов, так как БпЛА управляются с берега.
При подлёте к месту спасания на пункт управления передаётся телевизионное изображение с места аварии, рассчитывается манёвр, и самоходный плавающий аппарат (СПА) с плотом и аэростатом-радиоретранслятором сбрасываются в расчётную точку на расстоянии 200–300 метров от места аварии.
После приводнения СПА направляется к терпящему бедствие судну, приводит в действие ПСН и обозначает его звуковым или световым сигналом. Кроме того, СПА оснащается громкоговорителем, по которому терпящим бедствие людям передаёт информацию для их спасания и моральной поддержки.
Аэростат после приводнения наполняется газом и поднимается на высоту, регулируемую длиной троса, связывающего его с плавучим якорем, и с помощью радиоретранслятора и видеоустройства осуществляет дистанционное управление СПА и процессом спасания.
Применение БпЛА для поиска и спасания на море позволит быстро и безопасно доставлять в район кораблекрушения спасательные средства, контролировать процесс спасания в реальном масштабе времени и передавать людям необходимую информацию, морально их поддерживать.
11 марта 2019 года на способ доставки спасательного средства БпЛА был получен патент № 2681609. Проект спасания на море с применением дронов был представлен на XXIII Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2020», по результатам которого решением международного жюри был награждён серебряной медалью и включён в базу данных Роспатента «Перспективные изобретения» за 2019 и первое полугодие 2020 года под № 72.
Источник: redstar.ru